Обзор драйв-тестов сетей беспроводной связи: что это и для кого они нужны
В современном мире уже никто не может представить себя без мобильной связи. С каждым годом всё больше различных задач решаются с помощью мобильного интернета, всё больше требований к качеству связи мы с вами начинаем предъявлять. И если, еще каких-нибудь 10 лет назад, многие радовались возможности позвонить с хорошим качеством соединения с дачного участка в 100 км от Москвы, то сейчас, большинство из них, могут получать не только голосовые услуги в стандарте 2G, но и просматривать веб-сайты в интернете, скачивать данные с различных сервисов и т.п., пользуясь стандартами 3G/4G.
Сотовые сети активно развиваются вместе с разрастанием городских агломераций, и не только. Улучшение качества связи и увеличение зоны покрытия – приоритетная задача для операторов сотовой связи. И проведение драйв-тестов является важным звеном для достижения этой цели. Так что же такое драйв-тесты или по-другому их еще называют бенчмаркинг сотовой сети?
Драйв-тест – это оценка качества работы сотовой сети и покрытия с помощью специального оборудования в определенном кластере местности. Как правило, такая проверка проводится на автомобиле. Собственно, из-за этого на первом месте мы видим слово “драйв”.
Как правило, драйв-тесты целесообразно выполнять в следующих случаях:
-
Массовые жалобы клиентов из одной локации. Сотрудники оператора связи могут из офиса посмотреть практически все параметры сети, провести трассировку номера абонента, проанализировать, какой сотой он обслуживался, когда произошел обрыв соединения и где находился абонент. И в большинстве случаев выезд инженера на проведение драйв-теста не понадобится. Однако, бывают случаи, когда не всё так однозначно и необходимо проведение дополнительных измерений и набора статистики для решения конкретной проблемы.
-
Рефарминг сети, или точечное изменение настроек сети. Рефарминг (рефарминг частот) — это процедура замены используемой радиотехнологии на выделенных оператору связи радиочастотах. Например, сейчас активно идет переход от сети 3G в диапазоне 900 МГц к сети 4G в этом же диапазоне. Конечно, перед подобными перестроениями, происходит теоретический расчет работы сети, оценка прироста ключевых показателей и тому подобное. Но, такие масштабные изменения всегда делаются поэтапно, начиная с одного кластера и проведения драйв-тестов с последующим сравнением теоретических и практических результатов анализа сети.
-
Аудит сети. Каждому оператору необходимо знать реальное состояние покрытия своей сети, чтобы вовремя делать его оптимизацию и устранять проблемы, и пробелы в покрытии до получения массовых жалоб от абонентов. Как правило такие объезды делаются раз в год и в основном затрагивают города, федеральные трассы и другие локации, представляющие важность для операторов.
Давайте рассмотрим, что же представляет из себя оборудование, которое используется в драйв-тестах.
Как правило, это управляющий компьютер, набор смартфонов со специализированным софтом и сканер сотовых сетей (сканирующий приемник). На управляющем компьютере (может быть и планшет), можно создавать скрипты (последовательность команд), которые передаются на телефоны посредством беспроводных соединений, а также на сканер. Далее, в процессе измерений, формируются лог-файлы, которые далее анализируются в специальной программе на управляющем компьютере. Лог-файлы с телефонов используются для оценки голосового соединения и качества пакетной передачи данных, а данные со сканера позволяют оценить уровни покрытия сети в различных стандартах связи. Возможны и другие конфигурации, в зависимости от поставленной задачи.
Большая нагрузка в проведении измерений ложится именно на сканер. Здесь важны, и возможность одновременного сканирования различных стандартов связи, и скорость сканирования, поддержка различных технологий, чувствительность и масса других параметров, чтобы получить объективное состояние радиопокрытия.
Рынок сканеров представлен небольшим количеством вендоров. Основными производителями является Rohde&Schwarz со своей моделью
TSMx
с поддержкой технологии 5G в диапазонах до 6 ГГц и свыше 20 ГГц, а также линейка сканеров PCTEL с передовой модельюMXflex
для сканирования сотовых диапазонов (2G, 3G, 4G, 5G), а также модельHBflex
, которая поддерживает, как 5G, так и дополнительные несотовые стандарты связи, такие как TETRA, DMR, Wi-Fi. Обе компании выпускают сравнимое по характеристикам оборудование. Однако, стоит отметить, что в целомсканеры PCTEL
более бюджетные, и различные их модели полностью закрывают потребности рынка.
Модельный ряд PCTEL представлен на рисунке ниже. Нам доводилось использовать сканеры моделей
HBflex
иIBflex
для проведения драйв-тестов. Были получены положительные результаты измерений и опыт работы с оборудованием.
Стоит отметить, что сканеры PCTEL совместимы для использования с различными производителями ПО. Ниже представлен скриншот с ПО Studio в котором заложена интересная возможность для отображения на карте расположения базовых станций с различной точностью в зависимости от маршрута объезда.
В качестве программного обеспечения для проведения и анализа результатов драйв-тестов количество решений несколько больше. Основными в данном кейсе, здесь являются решения компании
Keysight Nemo
(Nemo Analyze
,Nemo Outdoor
,Nemo Walker Air
),Infovista
(Tems Investigation
,Tems Pocket
,Tems Discovery
). Эти компании представляют решения как для уличных драйв-тестов, так и для проведения измерений внутри зданий.
Помимо этих основополагающих компаний, присутствующих на российском рынке, существуют аналогичные решения от китайского телеком вендора
DingLi
(Pilot Scout
,Pilot Matrix
,Pilot WalkTour
), а также от финской компанииEnhancell
(Echo One
,Echo Plus
,Echo Analyzer
). Планируется активное изучение этих продуктов с целью понимания их плюсов и минусов.
В целом можно сказать, что в связи с санкциями рынок оборудования и ПО в РФ, вероятно, в ближайшие годы будет перераспределяться и будут появляться новые продукты и компании в сфере проведения бенчмаркинга.
Подводя итоги, по результатам проведенных драйв-тестов, выводятся основные показатели сети, анализируется наличие мест с плохим покрытием, обрывы голосовых соединений, низкая скорость интернета и другие параметры. Дальше, определяются шаги и приоритеты по устранению существующих проблем. Как правило, это трудоемкий и сложный процесс. Но он необходим, чтобы сеть развивалась и все участники процесса, от оператора до конечного пользователя были довольны услугами связи. Поэтому важность драйв-тестов и надежность, используемого в них оборудования сложно переоценить.